Основные принципы 8-значной нумерации подвижного состава

 

Начиная с 1984 года, на сети дорог МПС стала внедряться Единая 8-значная система нумерации перевозочных средств. Цель системы — улучшить обработку перевозочных документов грузового движения, а также свести в единую базу данных всю информацию о подвижном составе. До введения данной системы единой нумерации были подвержены только вагоны грузового парка для перевозки грузов и служебные (например, вагон рефрижераторной секции). Номер грузового вагона имел семь знаков и записывался через тире между третьим и четвертым знаком, например, 233-3223. Новая система сохранила все принципы прежней нумерации, добавив к ним свои. Главным ее отличием стало введение восьмого, контрольного знака, или, как его еще называли, знака кодовой защиты. Связано это с массовым введением ЭВМ и автоматических считывателей номеров вагонов в парках прибытия крупных сортировочных станций. Поезд, прибывая на такую станцию, уже был «списан» — на него имелся фактический натурный лист. Это позволило экономить время на обработку состава, так как еще до прибытия и отцепки локомотива дежурный по станции и дежурный по горке знали, какие вагоны едут в этом поезде, и куда они пойдут далее. Для расчета контрольного знака применялся особый алгоритм, позволяющий выявить неточность при считывании номера. Если одна из цифр, в том числе и контрольный знак, были считаны неверно, контрольной суммы не получалось, и информация требовала проверки. Сущность алгоритма проверки заключается в проведении определённых математических действий над всеми цифрами основного номера – суть формулы примерно такова: каждая цифра нечётного разряда 7-значного номера (первая, третья, пятая, седьмая) умножается на 2, а цифры чётного разряда умножаются на 1 (если результатом этой операции явилось 2-значное число, то оно разбивается на две обособленные цифры, а между ними ставится знак «плюс»), затем результат суммируется – остаток до ближайшего десятка и будет являться контрольной восьмой цифрой.

Пример: имеем 1684599Х. (1х2)+(6х1)+(8х2)+(4х1)+(5х2)+(9х1)+(9х2) = 2+6+16+4+10+9+18 = 2+6+(1+6)+4+(1+0)+9+(1+8) = 38. Х=40-38=2

 

Анализатор 8-значного кода ТПС РЖД

Генератор 8-значного кода ТПС РЖД

Анализатор 8-значного кода ТПС МПС

Генератор 8-значного кода ТПС МПС